Восстановление герметичности контура и его заправка считаются самыми сложными операциями при ремонте холодильников. Для успешного выполнения таких работ необходимо иметь не только соответствующие знания и навыки, но и специальное оборудование и расходники. Поэтому если в холодильнике произошла утечка хладагента или требуется замена мотор-компрессора, а также других элементов контура, обратитесь в ближайший сервисцентр по ремонту холодильников.
Прежде чем собирать все необходимое для заправки аппарата фреоном, необходимо по внешним признакам проверить: нужна ли вообще пополнить запасы хладагента в контуре или достаточно разморозить аппарат. Признаками недостаточного количества фреона считаются:
стабильно повышенная температура в одном или обоих отсеках холодильника;
продукты не охлаждаются, несмотря на то, что мотор-компрессор работает;
видимое повреждение элементов контура (трещины, удары, разрывы трубопроводов и др.) после перемещения холодильника на другое место или после ручного размораживания.
бульканье в холодильнике, как во время работы мотор-компрессора, так и в режиме паузы.
Но перед тем как приступать к заправке контура необходимо проверить правильность установки температурного режима, отсутствие активации дополнительных функций, а в моделях с электронным управлением – перезагрузить аппарат, вытащив шнур из электророзетки на четверть часа.
К самостоятельной заправке контура можно приступать только если есть все необходимые принадлежности, фреон нужного типа, а также хотя-бы небольшой опыт работы с холодильной или климатической техникой.
Не приступайте к работам по ремонту элементов контура холодильника если у вас нет в наличии:
клапана Шредера;
вакуумной установки;
точных весов;
течеискателя (если требуется найти место утечки хладагента);
емкости с азотом (для осушения контура перед заправкой фреоном);
сварочного оборудования (для прочного соединения и герметизации элементов контура);
нового фильтра-осушителя (подлежит замене при каждой заправке контура);
фреона нужного типа (марка требуемого фреона указывается на шильдике, расположенного возле мотор-компрессора или на задней стенке холодильника).
Это оборудование стоит довольно дорого. Если вы не планируете профессионально заниматься ремонтом холодильников, оно вам больше может никогда не понадобится. Поэтому в любом случае выгоднее пригласить мастера сервисцентра.
Главным приоритетом при заправке холодильников и кондиционеров фреоном является манометрический коллектор. С его помощью выполняются подсоединения и коммутация внешних приборов, которые подключают шлангами стандартных цветов, а также контроль давления в системе.
Перед тем, как заправить контур холодильника фреоном, необходимо подсоединить клапан Шредера к сервисному патрубку мотор-компрессора. После этого к нему подключают оборудование для опрессовки (компрессорный насос или баллон со сжатым воздухом). Система наполняется воздухом под давлением 15 (для контуров с алюминиевыми трубками) или 25 атм (для систем с медными трубопроводами) и оставляется на некоторое время. Если давление в контуре остается постоянным – разгерметизации нет и можно приступать к заправке.
Если давление постепенно снижается – при помощи течеискателя или другими методами осуществляется поиск места повреждения контура и выполняется его ремонт. После этого проводят повторную опрессовку. К заправке приступают лишь после восстановления герметичности фреонопровода.
Также перед заправкой необходимо удалить из контура влагу. Для этого систему, через клапан Шредера подключают к баллону с жидким азотом (при необходимости компенсации излишнего давления газа через редуктор) и продувают контур. После этого меняют фильтр-осушитель и приступают к заправке:
К контур подключается манометрический коллектор. Желтый шланг ┬ к емкости с фреоном, синий – к клапану Шредера на заправочном патрубке. Красный шланг предназначен для контроля давления на стороне нагнетания и его часто не используют. Все вентили на коллекторе должны быть перекрыты.
Открывают вентиль синего цвета и начинают загрузку в контур фреона до давления 0,4-0,5 атм (контролируют по синему манометру). После этого перекрывают все вентили (включая вентиль на баллоне с хладагентом) запускают на одну минуту мотор-компрессор холодильника для прокачки вещества по всему контуру.
Отсоединяют желтый шланг от емкости с фреоном и подсоединяют его к вакуумному насосу. Открыв вентиль синего цвета запускают насос и откачивают из контура остатки влаги, азота и других ненужных веществ. Обычно процесс длится около 10 минут.
Вентиль перекрывают. Отсоединяют желтый шланг от насоса и снова подсоединяют его к баллону с хладагентом.
Емкость с фреоном устанавливают на веса, открывают “синий” вентиль, а также кран на баллоне и проводят заполнение контура хладообразующим веществом. Количество заправленного фреона контролируется по показаниям цифровых весов. Обычно необходимо заправлять 30-70 грамм, однако точное количество указано на заднем шильдике и в документации холодильника.
После завершения процесса сервисный патрубок пережимается, клапан Шредера удаляют, а отверстие тщательно запаивается.
Необходимо учитывать, что излишек, как и недостаток хладагента приводит к неправильной работе холодильника, поэтому точность заправки – залог успеха.